"Голгофа" располагается у подножия горы Шмитда. Дорога до нее одна - мимо заводских окраин, складов, гаражей и свалок. По дороге туда-сюда снуют огромные БелАЗы. Краски - коричнево-серые, небо здесь редко бывает голубым, а если и бывает, то быстро затягивается дымовой завесой, стоит только ветру дохнуть чуть сильнее.
Мы выдвинулись на гору поздно вечером, в легких белоночных сумерках поднялись до середины и спустились вниз, к заводу, обойдя всего лишь одну десятую окружности горы. Ни тропинок, ни грузовых трасс там, наверху нет, пришлось лезть по довольно крутым склонам, по острам камням, по насыпям заваленных шахт, в которых когда-то трудились и погибали заключенные Норильлага.

собственно, гора Шмидта, в народе - Шмидтиха (названа в честь геолога Фридриха Шмидта) и озеро Долгое
Великолепный в своей трагичности памятник узнакам Норильлага представляет из себя небольшой комплекс скульптур, колокольню, часовенку и представление трех полубараков. Несколько сооружений подписаны погибшим, разделенным зачем-то по национальностям - эстонцам, евреям, французам, русским...

колокольня: при входе на "Голгофу" можно и нужно ударить в центральный колокол, отдать дань памяти погибшим (снято изнутри, со стороны скульптур)

кресты мучеников лагерей (памятник погибшим полякам)

памятник "Последние врата". изображает оргАн с "колючкой" посередине и вырезанные души людей, ушедших в небеса

бараки, точнее лишь стены бывших бараков

часовня Честного и Животворящего Креста Господня пуста, внутри не горят свечи, т.к. посещения крайне редки, висит там только несколько икон и стоит лампада без масла, зимой в открытой настежь часовне стоят сугробы высотой до середины стены... хотя, говорят, что в день памяти жертв репрессий в часовне совершается заупокойное богослужение
Внизу, под "Голгофой", располагается производственная зона, выше по склону страшной печатью глыбятся останки углевозной железной дороги и трубы газопровода. Мы дошли до середины горы, посидели на куске деревянных ж/д опор, побывали в разрушенной "галерее" (видимо, бывшая разгрузочная или сортировочная станция), вернулись все черные от угольной пыли, зато вполне обозрели мощь комбината и вкусили всю прелесть заводских выбросов (в белую ночь, с высоты гор, в их одинокой гордой стойкости воздуха, в тишине над облаком газа, окутывающего город, это особенно впечатляет).

поднимаемся выше...

вид с горы на производственную зону: все в дыму, он распространяется и на сам город, когда ветер в его сторону

вид на гору Медвежку

кусок железной дороги

рельсы огибают гору посередине, идут через "галереи", сейчас от путей остались только куски, кое-где буквально висящие на склонах

склон Шмидтихи. по нему мы поднимались, а потом спускались, скользя по камням и пачкаясь в угольной пыли

газопровод на склоне: тянется через всю гору, вдоль всей ее окружности/овальности

преодоление препятствий

немного мультиэкспозиции. в этом месте у меня закончилась пленка, и я решила воспользоваться случаем и поэкперементировать.
это и есть так называемые "галереи": мы были внутри и едва выбрались, но впечатлений словили достаточно: темные, полуразрушенные помещения и переходы, куски рельс, перевернутая вагонетка, ржавые пути, уходящие вниз под 45 градусов (по ним, видимо, на канатах спускали вагончики с углем; останки канатов, полуистлевшие, висят вдоль спуска)

виват, Норильск, виват!

внутри "галереи". здесь мультиэкспозиция, к сожалению, неудачная, но на темных кусках жестяных останков крыши все-таки видны куски производственного пейзажа
продолжение следует...
Мы выдвинулись на гору поздно вечером, в легких белоночных сумерках поднялись до середины и спустились вниз, к заводу, обойдя всего лишь одну десятую окружности горы. Ни тропинок, ни грузовых трасс там, наверху нет, пришлось лезть по довольно крутым склонам, по острам камням, по насыпям заваленных шахт, в которых когда-то трудились и погибали заключенные Норильлага.

собственно, гора Шмидта, в народе - Шмидтиха (названа в честь геолога Фридриха Шмидта) и озеро Долгое
Великолепный в своей трагичности памятник узнакам Норильлага представляет из себя небольшой комплекс скульптур, колокольню, часовенку и представление трех полубараков. Несколько сооружений подписаны погибшим, разделенным зачем-то по национальностям - эстонцам, евреям, французам, русским...

колокольня: при входе на "Голгофу" можно и нужно ударить в центральный колокол, отдать дань памяти погибшим (снято изнутри, со стороны скульптур)

кресты мучеников лагерей (памятник погибшим полякам)

памятник "Последние врата". изображает оргАн с "колючкой" посередине и вырезанные души людей, ушедших в небеса

бараки, точнее лишь стены бывших бараков

часовня Честного и Животворящего Креста Господня пуста, внутри не горят свечи, т.к. посещения крайне редки, висит там только несколько икон и стоит лампада без масла, зимой в открытой настежь часовне стоят сугробы высотой до середины стены... хотя, говорят, что в день памяти жертв репрессий в часовне совершается заупокойное богослужение
Внизу, под "Голгофой", располагается производственная зона, выше по склону страшной печатью глыбятся останки углевозной железной дороги и трубы газопровода. Мы дошли до середины горы, посидели на куске деревянных ж/д опор, побывали в разрушенной "галерее" (видимо, бывшая разгрузочная или сортировочная станция), вернулись все черные от угольной пыли, зато вполне обозрели мощь комбината и вкусили всю прелесть заводских выбросов (в белую ночь, с высоты гор, в их одинокой гордой стойкости воздуха, в тишине над облаком газа, окутывающего город, это особенно впечатляет).

поднимаемся выше...

вид с горы на производственную зону: все в дыму, он распространяется и на сам город, когда ветер в его сторону

вид на гору Медвежку

кусок железной дороги

рельсы огибают гору посередине, идут через "галереи", сейчас от путей остались только куски, кое-где буквально висящие на склонах

склон Шмидтихи. по нему мы поднимались, а потом спускались, скользя по камням и пачкаясь в угольной пыли

газопровод на склоне: тянется через всю гору, вдоль всей ее окружности/овальности

преодоление препятствий

немного мультиэкспозиции. в этом месте у меня закончилась пленка, и я решила воспользоваться случаем и поэкперементировать.
это и есть так называемые "галереи": мы были внутри и едва выбрались, но впечатлений словили достаточно: темные, полуразрушенные помещения и переходы, куски рельс, перевернутая вагонетка, ржавые пути, уходящие вниз под 45 градусов (по ним, видимо, на канатах спускали вагончики с углем; останки канатов, полуистлевшие, висят вдоль спуска)

виват, Норильск, виват!

внутри "галереи". здесь мультиэкспозиция, к сожалению, неудачная, но на темных кусках жестяных останков крыши все-таки видны куски производственного пейзажа
продолжение следует...